Когда говоришь людям, что последние 2 года работаешь с компаньоном согласно договору о совместной деятельности, то у людей возникает недоумение. Тут нужно сказать сперва в чем вообще преимущество совместной деятельности относительно «волка-одиночки» и так называемых «свободных художников». Художник расцветает пышным цветом, лишь находясь в некой структуре, где его творчество востребовано и им занимаются. Если Вы считаете иначе, то значит, что Вы пали жертвой искусствоведческой оптики, где пишется лишь о качествах личности автора и их связи с гениальностью произведений (или еще про стиль), но не делается акцент на эпохе, на фигурах сподвижников, семье художника, меценатах, коллекционерах, заказчиках, политике, особенностях социума. Более 4 000 лет практики создания произведений доказывают, что созданное при участии многих, мощнее воплей одиночек. Без определителей, понимания, что хорошо, что плохо, адресата и заказчика с определенными вкусами, искусство скатывается к усредненным стереотипам, которые заполняют все страны и континенты. Художнику жизненно необходима структура. Если такой структуры нет (а современные российские арт-институции с огромной натяжкой можно назвать структурами, реально что-то дающими кому-то кроме своих основателей), то нужно образовать свою псевдо-структуру, базис своего творчества. Две позиции (например, моя и компаньона) – это уже парадигма. А творить в парадигме интереснее, чем заниматься броуновым движением - закидывать свое портфолио на open callы в надежде, что что-то с этого будет. Наша разница в возрасте с компаньоном составляет почти 50 лет, что позволяет перенимать опыт и обнулять его. Договор снимает груз своей личности, уменьшает долю себя и отпечатков, оставленных на тебе временем и школами при принятии решений касательно творчества. Благодаря совместной работе мы обнаружили проблемы, которыми следует заниматься художникам (вместо того, чтобы делать дополнение к фото и пытаться как-то просуществовать за счет этого). Наш договор больше о целях действий и ожиданиях друг к другу, чем защита от судебного разбирательства, он нужен, чтобы тщательно обсудить и предугадать будущие конфликтные ситуации и разногласия в действиях. Лучше на берегу задавать неудобные вопросы. Например, как поступать при смерти одного из партнера. Какие надо давать гарантии, чтобы ценности произведения, наработанные двумя компаньонами, не перешли наследникам, а помогали одному из компаньонов решать задачи, указанные в договоре или искать себе замену, если 1 из них решил выйти из договора раньше положенного срока. Написать все договоренности заранее невозможно, здесь не обойтись без поправок, которые фиксируются в приложениях к договору. При совместных действиях без договора неизбежно перетаскивание одеяла на себя, а поиск своей выгодной выгоды рано или поздно разрушает совместное и каждый остается при своем, теряя часть своей мощности и обрубает себе же возможности расти дальше. Недавно мы написали 3й по счету договор, начиная с 2020 (на 2 года, меньшего объема, но с кучей приложений. Из нового - это еженедельные обязанности вне плана, архив, еженедельные отчеты о проделанной работе, совершенствование творчества каждого из компаньонов становится общим делом. Кто-то скажет, что это какие-то лишние усложнения. Ну заключите договор, сколько поделиться, если работы продадутся с совместной выставки, а это зачем? По ходу можно решить всё. Правда, не все столь единодушны, например, сегодня наша знакомая, обитающая в коттеджном поселке Жуковка (которая, кстати, всячески избегает всяких конкретных зафиксированных на бумаге соглашений) сказала, что это прям замашка на то, чтобы быть профессором. Если что-то можно не делать - человек не делает. У всех у нас болячки, работа/учеба, семья, поездки, срочные вопросы выживания. И в этой текучке если откладывать свое развитие на завтра, то завтра может не наступить вовсе (кризис, ковид, снижение доходов - миллион причин, почему). Большинство (даже тех, кто связан с творчеством, разными проектами) не будет уделять внимание тому, что получится из сегодняшних действий в не далеком будущем.
А это имеет колоссальное значение для художника. Он ногами находится в прошлом и головой в настоящем, которое имеет потайную дверцу в будущее.